Пошаговая инструкция организации бизнеса

Порядок регистрации индивидуального предпринимателя и юридических лиц

Вы серьезно задумались об открытии собственной фирмы, но Вас пугают отсутствие опыта и ограниченные финансовые возможности. Первое собственное дело - это ошибки и опыт, весьма ценный и полезный, но не всегда удачный. Собственный бизнес дело трудное, на который денег всегда будет мало. Судьба предприятия, в том числе, зависит от и таких фундаментальных вещей, как правильно выбранная организационно-правовая форма, досконально проработанные учредительные документы. Надеемся, что материал, представленный Вашему вниманию поможет правильно сориентироваться в организационных, финансовых и многих других вопросах создания своего предприятия. 

• Как выбрать организационно-правовую форму предпринимательской деятельности?

• Каким образом зарегистрировать фирму?

Основными формами предпринимательской деятельности в России являются: индивидуальная (частное предпринимательство, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя) и коллективная (предусматривающая создание юридического лица).  

Вы можете выбирать из самых распространенных форм ведения бизнеса ИП (индивидуальный предприниматель), ООО (общество с ограниченной ответственностью), ЗАО (закрытое акционерное общество).

Пакет документов зависит от выбранной вами организационно-правовой формы вашего бизнеса. 

Для регистрации необходимы документы в соответствии с п. 22 Федерального Закона №129 от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (в редакции от 27.07.2007) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» утвержден перечень документов, необходимых для регистрации. 

Для регистрации ИП необходимы следующие документы:  

- заявление по форме Р21001;

- заявление о применении упрощенной системы налогообложения с выбранным объектом налогообложения (в случае, если выбрана УСН);

- нотариально заверенная копия паспорта;

- документ об уплате пошлины (размер составляет 400 рублей).

Все документы подаются в единый регистрирующий орган в г.Уфе.  

Государственная регистрация юридического лица осуществляется в течение семи рабочих дней.

Индивидуальный предприниматель (ИП) - может быть зарегистрирован только по месту жительства (по прописке), в отношении ведения предпринимательской деятельности и бухгалтерского учета он приравнивается к юридическому лицу. Отличие в следующем - по долгам, образовавшимся в ходе предпринимательской деятельности, ИП отвечает всем своим имуществом, в т.ч. личным: квартира, машина и пр., при этом учредитель юридического лица (ООО, ЗАО) — только в пределах своей доли в уставный капитал (минимальный уставный капитал — 10 000 р.). 

Ответственность и обязанности индивидуального предпринимателя  

Гражданский Кодекс РФ определяет предпринимательство как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Индивидуальный предприниматель вправе заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом. Вместе с тем, отдельными видами деятельности, перечень которых должен быть определен законом, он может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).  

Индивидуальный предприниматель, как и коммерческое юридическое лицо, действует от своего имени и совершает любые, не запрещенные законом торговые сделки, т.е. те сделки, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, совершаются систематически или постоянно и направлены на получение прибыли.

Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением того имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание. Более того, индивидуальный предприниматель, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности, несет ответственность независимо от вины. Он освобождается от ответственности только в том случае, если докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. 

При этом к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. 

Нарушенные имущественные права и интересы индивидуального предпринимателя защищаются в особом арбитражно-процессуальном порядке. Таким образом, правовой статус индивидуального предпринимателя совпадает с правовым статусом коммерческого юридического лица. Это общее правило, из которого есть исключение. Оно состоит в том, что правила Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют деятельность коммерческих юридических лиц, не применяются к предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, если законы, иные правовые акты предусматривают иное регулирование деятельности индивидуального предпринимателя, или иное регулирование вытекает из существа правоотношений. 

Для индивидуальных предпринимателей открытие расчетного счета не является обязанностью, как для коммерческих юридических лиц. Они не должны становиться на учет в органы государственной статистики. Отчетность индивидуальных предпринимателей намного проще, чем отчетность коммерческих юридических лиц. Индивидуальный предприниматель свободнее в выборе форм и способов расчетов со своими контрагентами. 

Как и коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели являются субъектом налогообложения. Но если коммерческие юридические лица уплачивают налог в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий", то порядок уплаты налога с доходов (прибыли) индивидуального предпринимателя определяется Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". Существуют особенности и в порядке внесения индивидуальными предпринимателями платежей во внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования, фонд занятости). 

Одной из наиболее популярной организационно - правовой формы коммерческой организации является Общество с ограниченной ответственностью (ООО).  

Если рассматривать процесс учреждения ООО, то можно определить его как стадию, на которой происходит формирование воли учредителя или учредителей на образование юридического лица, выбор организационно-правовой формы, фирменного наименования, определение местонахождения, формирование уставного капитала, выборы органов управления и решение иных организационных вопросов, например, выбор эскиза печати или кредитной организации для открытия банковского счета. Эта стадия завершается принятием соответствующего решения единственного учредителя или учредителей в виде протокола.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров, участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.  

Процесс регистрации ООО состоит из нескольких этапов:  

1. Подготовка комплекта учредительных документов, в этот процесс входит:  

- оформление заявления для регистрации юридического лица (по форме Р 11001) ;

- разработка Устава;

- решение о создании (протокол если учредитель не 1);

- определение основного вида экономической деятельности (ОКВЭД), т.е. чем непосредственно будет заниматься создаваемое ООО;  

- подготовка приказов на: главного бухгалтера, генерального директора;

- подготовка пакета документов для постановки на учет во внебюджетные фонды (ФСС, ПФРФ, ФОМС);

- оплата государственной пошлины за регистрацию юридического лица в размере 2000 руб.;

- оплата государственной пошлины за копию Устава в размере 400 руб.;

- юридический адрес с договором аренды на который будет зарегистрировано ООО;

2. Сдача документов на регистрацию в регистрирующую ИФНС, в комплект документов входит:  

 - нотариально заверенное заявление на регистрацию юридического лица (по форме Р11001), к которому прикладывается:  

- квитанция об оплате госпошлины за регистрацию юридического лица (размер составляет 2000 рублей).  

- решение о создании ООО (протокол, если учредителей, если более 1);

- Устав;

- заявление на копию Устава (к которому прикладывается квитанция об оплате госпошлины

за копию Устава);

Инспектор Межрайонной ИФНС принявший пакет документов на регистрацию у заявителя должен выдать расписку в получении документов на регистрацию.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется в течении семи рабочих дней.

3. Получение документов из Межрайонной ИФНС в комплект документов входит:  

- Свидетельство о регистрации юридического лица;

- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

- письмо с кодами статистики из Госкомстата;

- копия Устава (с печатью МИФНС);

- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Межрайонная ИФНС одновременно с регистрацией юридического лица оповещает внебюджетные фонды (ФСС, ПФРФ, ФОМС) о вновь созданном юридическом лице.

4. Заключительный этап:  

- изготовление печати;

- получение извещения о постановке на учет в Фонде социального страхования (ФСС);

- получение извещения о постановке на учет в Пенсионном фонде (ПФ);

- получение свидетельства о постановке на учет в Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС) и заключения договора с ФОМС;

- открытие расчетного счета в банке;

- извещение территориальной налоговой инспекции об открытии счета.

Данный перечень документов может не являться исчерпывающим. Предоставление дополнительных документов зависит от «особенностей» учредителя (ей).  

Выбирая организационно-правовую форму для своего бизнеса, вы, естественно, должны принимать во внимание то, насколько широко будет представлен ваш бизнес географически, сколько партнеров будут участвовать в нем.

Для обществ с ограниченной ответственностью количество учредителей (участников) может быть от 1 до 50 человек. Аналогичное ограничение по количеству учредителей (акционеров) существует и для закрытого акционерного общества. В открытом акционерном обществе ограничений по количеству учредителей (акционеров) нет, единственным важным условием для ОАО является то, что при численности акционеров более 1000, законодательством предусматриваются дополнительные нормы, защищающие права мелких акционеров. 

При наличии нескольких партнеров, выбирать следует из ООО, ЗАО или ОАО. Делая выбор, учитывайте, что эти формы по-разному реагируют на смену учредителей (участников), как с точки зрения оформления документов, так и с точки зрения прав на принадлежащее учредителю (участнику) имущества. Выходя из ЗАО или ОАО, акционер (так в данном случае будет назваться учредитель или участник общества) имеет право продать свои акции. Кому он их продаст, и по какой цене - это его дело, но, в случае с ЗАО, у других акционеров есть приоритетное право покупки. Что касается общества с ограниченной ответственностью, то при выходе из него, участник имеет право получить обратно свою долю в натуральном или денежном выражении. 

Участник ООО отвечает по обязательствам общества только в пределах своего вклада. Обращение взыскания на доли производится по решению суда только в том случае, если другого имущества недостаточно для выполнения обязательств участника. При выходе из общества, участник вправе требовать возврата своей доли имущества в натуральном или денежном выражении. Уставом общества могут быть наложены ограничения на отчуждение доли участника в пользу третьих лиц. Переход прав собственности сопровождается внесением изменений в регистрационные документы общества. 

ООО. Организация бизнеса в виде общества с ограниченной ответственностью позволит привлекать не только кредитные средства, но и дополнительные инвестиции в виде вклада в уставный капитала. Однако любое изменение собственников потребует внесения изменений в учредительные документы с последующей регистрацией. Процедура смены участников ООО предполагает, что участники имеют преимущественное право на покупку долей при отчуждении этих долей третьим лицам. Важно помнить, что любой участник ООО в любой момент имеет право выйти из общества и потребовать выплату стоимости своей доли. При отсутствии взаимопонимания между участниками ООО это может привести практически к краху общества. 

ЗАО и ОАО. Акционер ЗАО или ОАО отвечает по обязательствам общества только в пределах своего вклада в уставный капитала общества (номинальной стоимости акций). Обращение взыскания на акции осуществляется в первую очередь наряду с другим ликвидным имуществом. Переход прав собственности фиксируется в реестре акционеров общества.  

ЗАО и ОАО. С точки зрения создания бизнеса на продажу и привлечения дополнительных инвестиций, новых партнеров, закрытые и открытые акционерные общества - наиболее подходящие организационно-правовые формы. И в том, и в другом случае акционеры (владельцы акций) имеют право в любое время продать акции, правда в случае ЗАО, у других акционеров есть право преимущественной покупки. Обе формы позволяют привлекать, дополнительны средства за счет эмиссии акций и продажи их инвестору.

Также существуют и другие организационно-правовые формы такие как различные некоммерческие организации. Несмотря на такое название, некоммерческие организации могут использоваться и в эффективных коммерческих целях. Существую и другие формы как различные товарищества и т.д.  

Для регистрации ЗАО необходимы сделать следующие шаги:  

1. Подготовка комплекта документов для регистрации (Устав, учредительный договор, протокол Общего собрания);

2. Получение юридического адреса;

3. Внесение уставного капитала денежными средствами (накопительный счет) или не денежными (оценка имущественных прав);

4. Сдача пакета документов на регистрацию в в Межрайонную регистрирующую ИФНС.

5. Постановка на учет и получение свидетельств ОГРН, ИНН по в Межрайоннуой ИФНС; в фондах ФСС, ФОМС, ПФ РФ (фондах социального, медицинского и пенсионного страхования);

6. Присвоение и получение кодов статистики (ОКВЭД) ;

7. Заказ и получение печати:

• Обсуждение эскиза печати, оснастки, получение в специализированной организации;

• Утверждение эскиза печати – регистрация оттиска печати позволяет предупредить возможные случаи мошенничества и подделки документов (накладных, договоров, счетов и т.п.) и провести экспертизу их легальности;

8. Открытие расчетного счета в банке по выбору Клиента с наиболее оптимальными условиями банковского обслуживания (по цене, кредитованию и т.п.), подготовка документов;

9. Разблокировка счета (т.е. уведомление Межрайонной ИФНС об открытии расчетного счета и получение информационного письма для банка), отправка письма об открытии р./с в инспекцию Клиента.